ЦБ планирует в 2018–2019 годах провести в Москве эксперимент по внедрению электронного европротокола — механизма оформления мелких аварий с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». Таким образом, участников ДТП избавят от необходимости заполнять любые бумажные документы. Разрабатываемый софт позволит, в частности, использовать простую электронную подпись для подтверждения согласия водителей с обстоятельствами аварии. Страховщики считают, что приложение должно быть доступно лишь пользователям госуслуг и аналогичных сервисов, использующих цифровую идентификацию пользователей.
О планах ввести в качестве эксперимента в столице электронный европротокол (ЕП) “Ъ” рассказали в пресс-службе Банка России. Напомним, ЕП позволяет оформлять самостоятельно (без участия сотрудников ГИБДД) аварию, в которой столкнулись не более двух транспортных средств. Обязательным условием также является отсутствие в ДТП пострадавших, при этом ущерб, нанесенный транспортному средству, не должен превышать 50 тыс. руб. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), доля оформляемых в рамках ЕП происшествий составляет сейчас 32%. Развитие европротокола, отмечают эксперты, тормозит сложная процедура оформления аварии: нужно заполнить извещение о ДТП, состоящее из более чем 100 пунктов нанескольких страницах, а также нарисовать схему аварии.
Разработку проекта электронного европротокола, избавляющего от необходимости заполнять бумаги, в Банке России анонсировали в октябре 2017 года, сейчас появились подробности. Мобильное приложение, необходимое для оформления аварии, будет называться «Помощник ОСАГО», оно позволить сфотографировать все обстоятельства аварии и заполнять данные в электронном виде. Кроме того, подтверждение согласия водителей с обстоятельствами ДТП (одно из главных условий для ЕП) будет фиксироваться с помощью простой электронной подписи, а «данные водителей будут проверяться по данным страховщиков и МВД в режиме онлайн», рассказали “Ъ” в ЦБ. «Электронное урегулирование ДТП позволит сделать процедуру оформления ДТП и передачи данных страховщикам более быстрой и удобной, существенно сократит время оформления и урегулирования страхового случая»,— отметили в Банке России.
Для реализации проекта Центробанком уже создана рабочая группа с участием представителей Минкомсвязи, МВД, РСА, страховщиков. «На недавнем заседании рабочей группы ведомства в целом поддержали проект и выразили готовность к сотрудничеству,— рассказали “Ъ” в ЦБ.— Были сформулированы конкретные задачи для решения в самой ближайшей перспективе, начата работа над нормативной базой, которая будет регулировать внедрение новых механизмов страхового возмещения по договору ОСАГО». Для корректной работы «Помощника ОСАГО» необходима устойчивая интернет-связь, поэтому, пояснили в Банке России, пилотный проект по внедрению нового способа оформления аварии запускается в 2018–2019 годах в Москве. «Результаты пилота позволят сделать вывод о дальнейших сроках введения данной технологии по всей России»,— уточнили в ЦБ.
В РСА пока настороженно относятся к инициативе. «Необходимо в первую очередь минимизировать риски мошенничества при использовании мобильного приложения,— заявили “Ъ” в пресс-службе организации.— На наш взгляд, подтверждение согласия водителя с обстоятельствами ДТПпосредством простой электронной подписи недостаточно. Необходима авторизация в приложении только через Единую систему идентификации и аутентификации — ЕСИА».
Напомним, ЕСИА используется сегодня для идентификации 56 млн пользователей портала госуслуг РФ. После того как человек распознан системой (ввод логина и пароля), электронное извещение о ДТПдолжно признаваться документом, «равнозначным бумажному с подписью». Кроме того, отмечает начальник управления методологии страхования РСА Михаил Порватов, необходимо законодательно утвердить статус электронного извещения о ДТП, поскольку бумажная его версия сегодня является «юридически значимым документом, служащим основанием для выплаты компенсации». «Как посмотрит налоговая инспекция на такой формат, когда придет к страховщику с проверкой, большой вопрос»,— говорит он. В РСА также отметили, что пилотный проект в Москве вряд ли может быть запущен раньше середины 2019 года: это связано с необходимостью реконструкции информационной системы АИС РСА и запуска сервера хранения данных.
Отметим, у РСА уже есть собственное мобильное приложение «ДТПЕвропротокол», оно доступно в Appstore и Play Market с 2015 года. Функции помощника при оформлении аварии оно выполняет частично, в частности, предоставляя возможность передать фотографии с места аварии в информационную базу АИС РСА (оттуда их может запросить страховщик), но бумажное извещение не заменяет.
«Главный плюс для водителей — отсутствие необходимости заполнять бумаги,— считает юрист, редактор журнала “За рулем” Сергей Смирнов.— Даже если кто-то сегодня и может заполнить бумажное извещение за 10–15 минут, в приложении это будет в любом случае быстрее. Но реальный эффект от этого проекта будет зависеть прежде всего от качества cофта. Например, если в электронное извещение можно будет вносить коррективы, это создаст огромное пространство для действий мошенников». Господин Смирнов также напомнил про законопроект Минфина, уже принятый Госдумой в первом чтении, согласно которому лимит ущерба в рамках ЕП будет расширен до 100 тыс. руб., при этом использовать упрощенную схему оформления можно будет даже при отсутствии согласия между водителями (РСА выступает категорически против этих нововведений). Проект «Помощника ОСАГО» нужно будет корректировать в соответствии с этими изменениями, отмечает он.